Социально-экономическое развитие, стабильность и правопорядок в государстве немыслимы без неуклонного соблюдения, всемерного укрепления и защиты прав человека. Эта объективная закономерность действенна и в отношении Республики Узбекистан. Именно, поэтому одним из основных направлений политики страны стало построение правового государства и демократического общества, где наряду с другими социальными ценностями установлен приоритет прав и интересов человека.

Одним из компонентов института прав человека являются права ребёнка. Разумеется, права детей нуждаются в особой защите и без заботы о молодом поколении, всевозможные усилия для обеспечения прав личности в целом бесперспективны.

Сегодня свыше 40 процентов населения страны составляет молодежь. Поэтому, в Узбекистане продолжают осуществляться меры по имплементации международно-правовых норм о правах ребенка в национальное законодательство, совершенствованию правовой базы, деятельности государственных и негосударственных органов в сфере защиты прав и интересов ребенка, разработке национальных программ по созданию необходимых условий для всестороннего развития ребенка.

Так, Узбекистан одним из первых в странах СНГ взял обязательства по соблюдению Конвенции ООН «О правах ребёнка». Следовательно, нормы международного права отражены в национальном законодательстве, согласно которому ребенок является субъектом права и устанавливается приоритет его прав и интересов. Права детей прочно закреплены в Семейном кодексе, Трудовом кодексе и других законодательных документах.

Вместе с этим, продолжают приниматься широкие меры по улучшению правовых основ и системы обеспечения прав ребенка во всех сферах жизни общества. Результатом этой работы стало принятие Закона о «Гарантиях прав ребенка» в 2008 году, который регулирует отношения в области гарантий прав ребенка.

Следует отметить, что в структуре почти всех органов государственной власти, местных хокимиятов и органов местного самоуправления предусмотрена деятельность по защите прав и поддержке молодежи, в том числе несовершеннолетних. Совершенствована деятельность комиссий по делам несовершеннолетних, которые призваны координировать деятельность государственных органов, органов самоуправления граждан и общественных объединений по вопросам выявления и предупреждения случаев правонарушений среди несовершеннолетних.

Кроме этого, благодаря вниманию правительства за последние два года дома «Мехрибонлик» и школы-интернаты капитально отремонтированы, оснащены современным учебным оборудованием, медицинской аппаратурой.
Итак, в настоящее время в стране сформирована целостная система социальной защиты детей, осуществляется комплексная государственная политика, направленная на защиту прав и интересов ребенка, обеспечение права ребенка на получение качественного образования, профессии, трудоустройство, медицинские услуги. Вместе с этим, следует сказать, что она заключается не только в восполнении отдельных пробелов, но – и это главное – в создании в обществе благоприятных условий для его развития.

Несмотря на достигнутые огромные позитивные результаты реализации государственных целевых программ по улучшению положения детей в Республике Узбекистан, сохраняется ряд вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Отдельные дети живут и воспитываются в неблагополучных семьях – у родителей, которые ведут асоциальный образ жизни.

Реализуемые комплексные меры по усилению правовой и социальной защиты детей, укреплению системы профилактики правонарушений среди подростков, повышению ответственности родителей и органов опеки за подрастающее поколение позволили существенно улучшить криминогенную картину среди несовершеннолетних. Так, по сравнению с 2008 годом в прошлом году детская преступность сократилась на 2,6 процентов.
Усилена работа по выявлению неблагополучных семей, трудных подростков по месту жительства, проведению среди них воспитательной работы, организации их досуга и занятости.

Вмести с тем, несмотря на принимаемые меры по всемерному обеспечению правовой защиты несовершеннолетних, участились случаи беспризорности и попрошайничества детей, оставления ими образовательных учреждений, совершения административных проступков.

Вышесказанное говорит о необходимости дальнейшего развития системы обеспечения защиты прав и интересов детей, с учетом национальных особенностей, на основе норм международного права и практики зарубежных стран.

Так, в целях осуществления широкого комплекса целенаправленных мер по созданию в стране необходимых возможностей и условий для воспитания здорового поколения 2010 год провозглашен в Республики Узбекистан «Годом гармонично развитого поколения».

В государственной программе «Годом гармонично развитого поколения» одной из важных задач является, совершенствование нормативно-правовой базы, внесение соответствующих требованиям времени изменений и дополнений в действующие законодательные и нормативные акты, направленные на защиту прав и интересов детей и молодежи, укрепление правовых основ их гармоничного развития, а также обозначено осуществление комплекса мер по утверждению среди молодежи принципов здорового образа жизни, ограждению ее от алкоголизма и наркомании, различных пагубных угроз и чуждых для нас религиозных и экстремистских влияний и воздействия низкопробной «массовой культуры».

Изучение международного опыта показывает, что вопросы профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних, как правило, регламентированы единым законодательным актом, которым на целостной основе регулируется все аспекты деятельности в данной области.

Кроме того, обеспечение дополнительных гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних правоохранительными и иными государственными и негосударственными органами, а также предупреждение правонарушений в процессе производства по уголовным делам, исполнения наказаний по делам несовершеннолетних вызывает необходимость специализации прокурорских и судебных работников и создания новых форм работы с ними. Ввиду известной специфики правонарушений несовершеннолетними представляется целесообразным создание судов по делам этой категории. В развитых зарубежных стран таких как, США, РФ, Канада, Франция, Германия и Венгрия уделяется большое внимание ювенальной юстиции. Поэтому, успешная борьба с преступностью несовершеннолетних требует создания особого порядка производства по правонарушениям таких лиц, что соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Также необходимо дальнейшее улучшение механизма предоставления дополнительных мер в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательного урегулирования требуют вопросы обеспечения гарантий государства по социальной защите детей, оставшихся без родительской опеки, а также иных гарантий по социальной защите таких детей. Принятие Закона «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» позволит систематизировать законодательство в сфере социальной поддержки детей данной категории, устранить имеющиеся пробелы в этой области, создать механизмы и гарантии обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с этим, необходимость дальнейшего развития национальной системы защиты прав ребенка в целях дополнения существующего механизма, а также обеспечения мониторинга в данной сфере обосновывает создание института Уполномоченного по правам ребенка (Детский омбудсман). Основными задачами Уполномоченного по этим вопросам будут являться обеспечение защиты прав ребенка, содействие совершенствованию законодательства и правовое просвещение в этой сфере.

Таким образом, для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы в сфере обеспечения защиты прав детей, а также предупреждения преступности среди несовершеннолетних предлагается выполнение следующих организационно-правовых мер:

– разработать и принять Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором следует четко определить органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основные задачи, принципы и направления их деятельности, а также полномочия этих органов;
– определить правовой статус несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, порядок их социально-правовой и педагогической реабилитации;

– принять Закон «О ювенальной юстиции», которым будет установлен особый порядок и формы взаимодействия правоохранительных и иных государственных и негосударственных органов в процессе уголовного производства, судебного рассмотрения и исполнения наказаний по делам несовершеннолетних;

– разработать и принять Закон «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленный на модернизацию системы обеспечения социальной защиты детей;
– создать институт Уполномоченного по правам ребенка (Детский Омбудсман), что будет способствовать дополнению существующего механизма защиты прав детей.

Т.Умаров,
начальник Высших учебных курсов
Генеральной прокуратуры, д.ю.н